Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» в г. Ялте.

IMG 9036В белом зале Ливадийского дворца-музея состоялось 32-е заседание Исторического клуба Гуманитарно-педагогической академии (филиала) КФУ. Тема заседания – «Образование СССР». Ведущие Клуба доктор политических наук, профессор кафедры истории, краеведения и методики преподавания истории ГПА КФУ М.В. Жеребкин и кандидат исторических наук, доцент этой же кафедры И.М. Есип в течение двух часов удерживали внимание старшеклассников ялтинских школ и студентов академии рассказом об одном из сложнейших периодов русской истории.

 

Собравшимся было интересно узнать, что представляла из себя Российская империя, которая в начале ХХ века была самым крупным в мире государством. В стране проживало 100 народов, численность населения составляла 167 млн человек, в том числе почти 67 процентов были русскими (русскими тогда считали себя украинцы и белорусы). Неграмотных было 78 процентов населения, при этом под грамотностью понималось лишь умение читать.

После отречения царя 2 марта 1917 года и перехода власти к Временному правительству начался неконтролируемый процесс распада Российской империи. Уже 4 марта на Украине была создана Центральная рада, заявившая о движении к автономии в составе России, но в первом Универсале объявила, что на территории Украины действуют только украинские законы, а в январе 1918 года провозгласила независимость. Аналогичные процессы проходили не только на окраинах империи, даже в Сибири заявляли о своей самостоятельности. Временное правительство, отложившее вопрос о государственном устройстве до Учредительного собрания, теряло контроль над происходившими центробежными процессами.

В таких условиях в октябре 1917 года власть взяли большевики, которым предстояло найти выход из войны и сохранить не только свою власть, но и рассыпавшееся государство. Строительство нового государства было отягощено начавшейся гражданской войной и иностранной интервенцией.

- Как ни странно, но именно гражданская война и иностранная интервенция, - отметил М.В. Жеребкин, - помогли большевикам собрать заново страну. Необходимость отпора белым войскам и интервентам толкала воинские отряды отдельных советских национальных республик к объединению в единую РККА, потребность в кооперации при изготовлении и сбыте продукции предприятий вела к экономическому союзу. Важным было и то, что во всех самостоятельных республиках руководящей силой была партия большевиков, которая политически стягивала территории.

- Общим было понимание необходимости объединения, - продолжил тему И.М. Есип. – Споры велись вокруг принципов объединения, степени самостоятельности и независимости объединяющихся республик. Основные дискуссии развернулись вокруг сталинской программы «автономизации», при которой республики на правах автономии входили в состав России, и ленинского проекта «федерализации», который предусматривал создание всеми республиками нового государства. В таком государстве у всех республик, включая Россию, были бы равные права, в том числе право свободного выхода из него. На таких условиях на 30 декабря 1922 года и был образован Союз Советских Социалистических Республик.

Следующее заседание клуба состоится 7 апреля 2018 года в 12.00 в Ливадийском дворце-музее. Приглашаем тех, кто хочет лучше знать и понимать историю России.

Библиотека

Электронный каталог нашей библиотеки

Доступные электронный библиотечные системы и информационные ресурсы

 zna logo8

 banner lan

univer lib

consultant

 urait

IPRbooks

Полный список доступных электронных библиотечных систем.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации